Социально-психологическая служба
Цель службы: содействие созданию условий для успешной социализации студентов и педагогов колледжа.
Основными задачами психолого — педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются:
— изучение психологических особенностей студентов, их интересов, особенностей и склонностей с целью содействия их личностному и интеллектуальному развитию;
— оказание психологической помощи студентам в их успешной адаптации в процессе обучения и становлении профессионала;
— оказание помощи педагогам в процессе организации индивидуального подхода к студентам на основе социально-психологической диагностики;
— профилактика, выявление и социально-психологическая коррекция асоциальных и аутодеструктивных поведенческих изменений студентов;
— оказание консультативной помощи, родителям в решении социально-психологических проблем возникающих в образовательном процессе.
Основные функции.
— сопровождение обучающихся нового набора в период адаптации;
— взаимодействие с классными руководителями и преподавателями;
— организация и проведение работы по профилактике асоциального поведения;
— обследование обучающихся с применением стандартизированных психологических методик;
— сбор и анализ результатов обследований, создание банка данных психологической информации, составляющих социально-психологический портрет обучающихся колледжа;
— проведение тренинговых занятий, направленных на развития групповых отношений, коммуникативной компетентности, личностного роста;
— организация сотрудничества и взаимодействия со специалистами различных служб.
Формы и методы социально-психологической службы колледжа.
Психологическое сопровождение осуществляется в следующих формах:
— индивидуальная работа;
— коллективная работа.
Методы социально-психологического сопровождения:
— диагностика;
— анкетирование;
— индивидуальное консультирование;
— наблюдение;
— тестирование;
— изучение документации.
В диагностическом направлении в течение года психологической службой проводится психодиагностика эмоционально — волевой сферы, психологического климата в группе, определение самооценки, выявление акцентуации личности студентов, логического мышления.
Диагностика включает в себя следующие тестовые методики и тренинги, оценка уровня тревожности и агрессивности, оценка коммуникативности, диагностика мотивации учения, оценка учебных успехов и определение социометрического статуса студента, определение сплоченности группы.
По результатам диагностики составляется справка, в которой каждому куратору предлагается психологический портрет группы и рекомендации.
Коррекционно — развивающая работа.
По результатам диагностики проводится групповая тренинго — коррекционная работа. Психологические тренинги, способствующие успешной адаптации, развитию внутригруппового взаимодействия, развитию групповой сплоченности, лидерских качеств, социально-коммуникативных умений, повышение уровня учебной мотивации, снижение уровня агрессивности и враждебности, улучшение межличностных отношений.
Психологическая профилактика:
участие в проведении кураторских часов, родительских собраниях, семинаров, подготовка докладов; взаимоотношения «студент- студент», «студент — родитель», «студент — преподаватель»; пропаганда ЗОЖ; по темам предлагаемым студентами и кураторами; причины неуспеваемости по учебным дисциплинам и т.д.
Работа психолога с педагогическим коллективом.
- создание благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе;
- оказание поддержки преподавателям в работе со студентами, испытывающими трудности личного и учебного характера;
- оказание помощи в формировании коллектива группы.
В целях психологического просвещения педагогов психологом предоставляются материалы о возрастных особенностях студентов. В течение учебного года психологом оказывается помощь кураторам по созданию дружного учебного коллектива, решаются конфликтные ситуации.
Работа социально- психологический службы со студентами – сиротами и студентами, оставшимися без попечения родителей:
В начале учебного года социально — психологическая служба совместно с зам.директором по воспитательной работе и зав.отделением проводит встречу за ‘’круглым столом’’ со студентами- сиротами и студентами, находящимися под опекой, проводится беседа, подобные встречи помогают объединить, сдружить подростков. В течение года социальный педагог совместно с куратором осуществляет периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые студенты, определяются условия проживания, составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий несовершеннолетних.
Работа со студентами с ограниченными возможностями развития
В течение учебного года социальный педагог ведет учет и контроль за обучением и посещаемостью студентов с ограниченными возможностями развития. Социальный педагог изучает семейную микросреду студента-инвалида. Важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре с родителями студента можно узнать много нужной информации, о его интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках.
Работа социально-психологической службы с родителями
Важной формой взаимодействия семьи в колледже является индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми намечает конкретные пути совместного воздействия на ребенка.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и студентами в нашем колледже являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Психолог: Муса Таншолпан